Медиакарта
0:04 | 22 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

От Сибири до Маньчжурии

Сладковчанин Иван Матвеевич Артюхов в особом представлении не нуждается. Ветеран Великой Отечественной войны, человек с активной жизненной позицией, участник многих районных мероприятий. Сейчас он является председателем комиссии участников Вов, членом районного совета ветеранов войны и труда.

…Много воды унесла река времени с тех пор, когда фашистские захватчики вторглись на территории нашей родины. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сож-жённых городов. Выросли новые поколения. Но в памяти человеческой дата 22 июня 1941 года осталась не только как роковая, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны…

Родился и вырос И.М.Артюхов в простой крестьянской семье, в небольшой сибирской деревне Ловцово. Здесь же прошло его детство. В июне грозного 41-го пятнадцатилетний парнишка пошёл трудиться в местную сельскохозяйственную артель «Перекоп» рядовым колхозником. И выполнял подчас посильную лишь взрослым мужчинам, нелёгкую работу. Великая Отечественная война отняла у него и его сверстников беззаботное детство, заставив рано повзрослеть. В феврале 1944 года Иван семнадцатилетним был призван на службу. Он попал в 116 запасной стрелковый полк г.Бийск Алтайского края. В мае принял присягу. – В наш полк прибыли командиры из Забайкальского приграничного военного округа для проведения набора в погранвойска. После отбора часть ребят, тех, что постарше, направили на Западный фронт, а меня – в Забайкалье, в г.Джелинда. Затем месячные курсы и – на заставу Черняево. Там нас стали готовить к снайперскому делу, чтобы направить тоже на запад. Отправка должна была состояться 11 мая 1945 года, а 9 мая закончилась война, – вспоминает ветеран.

…А впереди ещё было долгих пять лет пограничной службы, охрана государственной границы… В августе 45-го, в 8 часов вечера объявили войну с Японией. На следующий день, в четыре утра, Ивана Матвеевича вместе с другими солдатами, на катерах переправили через Амур на Маньчжурию. Начались бои со снайперской винтовкой в руках. И когда пришлось вступить в схватку с японскими милитаристами, Иван Артюхов на ратном деле доказал, на что способен молоденький воин-сибиряк. Он не щадил себя ради достижения полной победы!

На маньчжурской стороне их оставили до декабря 45-го. А потом перевели на советскую сторону. Так и продолжилась пограничная служба И.М.Артюхова.

Лишь в декабре 1950 года Иван Матвеевич вернулся в Сладково. После демобилизации события жизни замелькали как в калейдоскопе. Почти пять лет он работал инспектором районного отдела социального обеспечения. Шесть лет отдал очень важному учётному делу, находясь на ответственной должности помощника бухгалтера колхоза имени Кирова. В 1961 году на базе этого же хозяйства образовался совхоз «Центральный». И.М.Артюхова, как наиболее опытного и знающего сельскохозяйственное производство, назначили инспектором отдела кадров. Затем ещё двадцать лет – на ответственном посту председателя профсоюзного комитета «Центрального». Не раз приходилось находиться, как говорится, между двух огней – администрацией и народом. Но он умел найти выход и примирял обе стороны.

Любую работу Иван Матвеевич выполнял с высоким чувством ответственности. Любому, кто к нему обращался, готов был помочь и советом, и делом. Ветеран неоднократно избирался депутатом Сладковского сельского поселения.

Находясь на заслуженном отдыхе, И.М.Артюхов живо интересуется всем происходящим, даёт наставления молодому поколению, особенно парням, которым предстоит защищать рубежи своей страны.

В выступлениях перед учащимися Сладковской школы, куда его не раз приглашали, Иван Матвеевич желал одного: «Пусть никогда не повторится тот ужас военных лет!». В этом году Иван Матвеевич Артюхов передал свои документы в Сладковский районный муниципальный архив. Благодаря этому, мы имеем возможность рассказать о нём как о солдате-победителе, который и на войне, и в мирное время честно служил и служит Отечеству!

…Прошедшая война измеряется не только числом погибших на фронтах, умерших в тылу от голода. Есть и ещё одна мера – пережитые людьми страдания. С памятью об этом мы живём и будем жить всегда.