Медиакарта
22:35 | 17 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Первомайка – родина моя

Первомайка – родина моя
09:08 | 16 сентября 2011

Более сорока лет не доводилось мне пройтись по тому пятачку земли, где когда-то стоял поселок с гордым именем Первомайка. Это между Аксуркой и Карагаем. Помню лето 1968 года, 11 августа (как раз мой день рождения), леспромхозовскую самоходку «Севрюга» и наше отплытие на ней к новому месту работы родителей – поселок Иртыш, чему я был по - мальчишески рад, как радует человека всякая новизна в этом возрасте.

И только с годами приходит к нам какое-то особое чувство, заставляющее вспоминать именно ранние годы: где жил, что видел и впитывал, кто были твои кумиры. Мне стала часто снится Первомайка.

Причем сны, похожие один на другой. Якобы иду ее главной улицей, занесенной белым песком, и никак не дойду до дома, где когда-то мы жили.

Относился этот поселок, основанный в 1951 году, к Аксурскому лесозаготовительному участку и был он центральным. А поселок Бурлук, деревни Крапива, Ближняя Киша, так называемые мастерские участки, возникли намного раньше, в довоенное время. И в сороковые грозовые поставляли для фронта ценное стратегическое сырье – древесину, которая шла на производство лыж, деревянных частей стрелкового оружия и тары, необходимой для упаковки боеприпасов. Все это оставалось нужным и после войны. А также лес для строительства и в качестве крепежного материала для шахт.

Первомайка – это еще и средоточие разных человеческих судеб. Кого только там не было! Уголовники и политические, отбывшие сроки, но не получившие вида на жительство в местах более цивилизованных. Смесь различных национальностей - русские, татары, прибалты, поволжские немцы, жители западных областей Украины и Белоруссии, калмыки.

Те, кто был репрессирован, депортирован, сослан. А еще и те , кто бежал из колхоза, как моя мама Токарева Прасковья Васильевна, или как мой отец Быков Михаил Илларионович, после армии не пожелавший возвращаться в колхоз. Вот такой Вавилон, только в малых масштабах.

«Было страшно по первости, - вспоминает мама то время, как приехали в Первомайку. - Уголовные элементы, а таких там было немало, весь поселок держали в страхе, были драки и поножовщина. Но потом как-то все притерлось».

Я же помню светлые стороны. Наш барак. Школу – четырехлетку, где мне довелось поучиться только одну зиму. Заведующую этой школы Бабушкину Александру Дмитриевну, которая ныне живет в поселке Курья, и мою первую учительницу Левашову Любовь Ивановну, место жительства которой ныне - город Луга. (В пятый класс первомайские школьники уже шли в Карагайскую школу-десятилетку). Справа от школы стоял магазин. Продавцом там была Петелина Татьяна Михайловна. Наш клуб, куда бабушка меня водила в кино.

Киномехаником там работала тетя Валя Иванова, мама друга моего детства Славы Иванова (живет в Бегишево).Никогда не забуду их замечательную бабушку Шваб Шарлотту Фридриховну, с ее неподражаемым акцентом.

Поистине неординарной личностью был начальник Аксурского лесоучастка Сергей Михайлович Зайка - Спиридонов. Мог один загрузить 200-килограммовую бочку бензина в кузов грузовика. Отличался он и сильным волевым характером. За умелое руководство ЛЗУ (с 1953 по 1962год), за высокие показатели предприятия был награжден орденом «Знак Почета». А в период работы на Севере получил орден Ленина. Итогом же всей его деятельности стало присвоение ему звания Героя Соцтруда. Об этом я прочел недавно в Тюменской областной энциклопедии.

И там же узнал про Михаила Ивановича Альшевского, который с 1956 по 1961 год работал техноруком Аксурского ЛЗУ. А затем начальником Супринского (Курья) лесозаготовительного участка. За работу в северных леспромхозах он тоже удостоен многих наград, в том числе орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Такие вот люди жили рядом с нами в то время. И мы ощущали чувство гордости за них и чувство сопричастности ко всем достижениям и победам.

В 1968 году Аксурский лесоучасток закрыли. Первомайка же как населенный пункт существовала еще довольно продолжительное время.

А теперь там, где был поселок,- ни единого колышка. Но название это – Первомайка - живо и до сих пор. «Клюкву где брал»? – «На Первомайке». «Буксовал по дороге где, когда ехал в распутицу в направлении – Аксурка-Карагай»? - «У Первомайки».

И мы все, кто когда-то жил в том поселке, долго – недолго, зовем себя – первомайцы, подчеркивая тем самым определенную степень духовного родства.

Недавно, побывав в дорогом мне крае, написал я о родном поселке вот такие стихи.

*   *   *

Эта дорога – как в прошлое лестница.

Тут вот стоял наш дом.

Но березка – моя ровесница -

Меня узнает с трудом.

Здесь люди когда-то жили,

Любили, надеялись, верили,

Гурьбою в кино ходили,

Босиком по росе бегали.

По тропинке спущусь к реке.

Постою и вздохну устало.

Как мне в дальнем моем далеке

Всего этого не хватало.

Аркадий Быков