На пресс-конференции, посвящённой модернизации образования, заместитель
директора областного департамента образования и науки Людмила Чеботарь
рассказала об основных направлениях реализации президентской инициативы
"Наша новая школа" в Тюменском регионе.
В этом году в рамках пилотного проекта обучение первоклассников 32 школ
области педагоги ведут уже в соответствии с новыми образовательными
стандартами. Количество предметов и учебных часов в первых классах
осталось прежним.
А вот вторая половина дня младших школьников теперь носит более
регламентированный характер и должна состоять из шести основных
направлений: спортивно-оздоровительного, художественно-эстетического,
научно-познавательного, военно-патриотического; сюда же относится
общественно полезная и проектная деятельность. Дополнительная,
внеурочная нагрузка ребёнка также определена - не более 10 часов в
неделю.
Главный принцип образования - ребёнок должен уметь свободно пользоваться
приобретёнными знаниями и получать их самостоятельно.
Рассказала Л.Г.Чеботарь о типах, моделях школ, на основе которых будет
вестись воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях. Это
может быть мономодель, когда учитель рассчитывает только на собственные
усилия. Корпоративная модель основана на взаимодействии детей с
несколькими педагогами школы, кроме классного руководителя, что позволит
детям легче адаптироваться к переходу в среднее звено. Третья,
межведомственная модель рассчитана на вовлечение в педпроцесс
преподавателей дополнительного образования. При этом будет легче
выявлять скрытые таланты детей.
Говоря о развитии способностей детей, Людмила Григорьевна подчеркнула
необходимость создания системы диагностики выявления талантов
школьников, постоянного участия детей в самых разных конкурсах и
соревнованиях. Кстати, с её точки зрения, совершенствование учительского
корпуса также невозможно без элементов соревновательности и постоянного
общения педагогов друг с другом.
Новая форма аттестации педагогов предполагает подготовку учителем
оригинального конспекта урока и успешный поиск выхода из сложной
педагогической ситуации.
Изменение инфраструктуры школы прежде всего означает развитие
информационного пространства. Некоторые учебные заведения области уже
сделали серьёзные шаги в этом направлении, что показал конкурс городских
и сельских сайтов. Первая в соответствии с рейтингом десятка сайтов,
участвовавших в конкурсе, пример для подражания.
Серьёзными факторами сохранения и укрепления здоровья детей Л.Г.Чеботарь
назвала введение третьего часа физкультуры, использование разноростовой
мебели, спортивных залов и тренажёров, организацию школьного питания на
новом, более качественном уровне и усиление медицинского контроля за
здоровьем детей.
Ещё одно направление работы - расширение самостоятельности школ, они
становятся более открытыми для общественности. Разработана и утверждена
форма публичного отчёта. До 2015 года общеобразовательные учреждения
региона перейдут также в новые организационно-правовые условия работы.
Полина СИБИРЦЕВА.