Медиакарта
16:27 | 17 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Хроника событий: год за годом

Хроника событий: год за годом
15:23 | 17 сентября 2014

Нынешний год для системы образования юбилейный дважды. Во-первых, десять лет тому назад, в 2004-м, введен единый государственный экзамен. Во-вторых, четверть века тому назад началось системное ее реформирование. В юбилей принято анализировать пройденный путь, оценивать исполнение планов, результативность проведенной работы.

Я ни в какой мере не ставлю цель облечь в какую бы то ни было логическую форму столь продолжительный и сложный период в истории образования района. Задача моя гораздо проще: в юбилейный год и накануне нового 2014 -2015 учебного года напомнить коллегам и читателям нашей газеты о некоторых принципиально важных моментах в его реформировании.

Этот процесс часто менял свое название: усовершенствование, оптимизация, модернизация…

Один из высокопоставленных чиновников образования, характеризуя перестроечное и постперестроечное время, сказал: «Сколько в нем было открытости, искренности и непосредственности. Сколько наивных заблуждений и порой таких скоропалительных решений, которые рождались в пору неуемной жажды обновления».

Справедливости ради отметим, что попытки усовершенствовать учебно-воспитательный процесс с той или иной степенью результативности сопровождали школу всегда.

Вспомним хотя бы последние из них, до 80-х годов: мы пытались учить без второгодников, забыв о том, что филигранным мастерством учителей первой ростовской школы не могут овладеть все учителя, в том числе и вагайские, мы внедряли научную организацию труда, комплексно использовали технические средства обучения, пытались овладеть опытом московских учителей по даче школьникам глубоких и прочных знаний… Не счесть числа апробированным старшим поколением учителей новациям. Но все они отличались тем, что не нарушали стабильности школьной системы. Чего греха таить, с точки зрения просвещенцев – практиков были среди предлагаемых новаций и проекты-пустышки, облеченные в камуфляж.

Реформирование же образования, начавшееся в конце восьмидесятых и продолжающееся по сию пору, посягнуло на его незыблемость.

Назовем некоторые из нововведений, которые, безусловно, надо отнести к полезным: появились разные типы образовательных учреждений, стали развиваться дистанционное обучение, информатизация учебно-воспитательного процесса, быстрыми темпами получило дальнейшее развитие олимпиадное движение, свобода действий предоставлена учителям – новаторам…

Этапы становления вагайских школ на путь перестройки вкратце таковы.

Результатом демократизации школьной жизни явилось создание общественных (управляющих) советов, в состав которых вошли дети, родители, учителя, которые, кстати, свою роль в управлении школой, определении стратегии ее дальнейшего развития ни тогда, ни сейчас особой роли не играли и не играют, хотя его полномочия достаточно обширны.

Почему – это тема отдельного разговора.

В 1989 году, 25 лет тому назад, школы с учетом качественного состава педкадров и качества их работы разделили на три категории: доверия, частичного контроля, усиленного контроля. Вагайская школа, к примеру, была отнесена к первой из них. Как и в ряде других организаций, директора школ стали проходить процедуру тайных выборов. С удовлетворением отметим, что всем 11 директорам школ, прошедшим эту процедуру в 1989 году, педагогические коллективы тайным голосованием выразили свое доверие. В ряде школ в этом же году суббота объявлена нерабочим днем. Надо сказать, что хотя право перехода школы на пятидневку являлось исключительной компетенцией самой школы, процесс этот растянулся на несколько лет. Изменение привычного хода образовательного процесса во многих школах вызвал неприятие этого нововведения. 1989 год войдет в историю образования и тем, что в том году был разрешен перевод учащихся в следующий класс аж с тремя неудовлетворительными оценками (с условием сдачи экзамена, зачета в начале следующего учебного года). Эта лжедемократическая профанация, порожденная чувством эйфории от предоставленной свободы, испытание временем, конечно же, не выдержала. Уже через год все школы от этого отказались.

В ряде школ открылись классы с углубленным изучением некоторых предметов учебного плана.

1989 год, пожалуй, был наиболее насыщенным на новации, меняющие стабильный ход образовательного процесса. Наряду с лженовациями внедрялись действительно актуальные, обоснованные с точки зрения назревших проблем.

Год 1990-й. Ширится новаторское движение. Появляется блестящая плеяда учителей-новаторов: Ш. Амонашвили, Ф. Шаталов, С. Лысенкова и многие другие, опыт которых широко распространяется по всей стране.

Институт повышения квалификации учителей некоторых из них приглашает в нашу область, часть вагайских учителей имела возможность принять участие в курсах, проводимых ими.

Вспомнили и об ученическом самоуправлении, все школы стали избирать президентов, министров, уполномоченных по правам школьников.

В 1990-м проведен первый районный конкурс «Учитель года», победителем которого стала блестящий педагог, позднее талантливый руководитель Шестовской средней школы, Желнина Светлана Геннадьевна.

1990 год в историю войдет как предзакатная пора Советского Союза. Тогда еще трудно было предугадать, какие ценности укоренятся в обществе. Если в учебном процессе даже в декорациях того периода была в основном определенность, кроме дисциплин, связанных с историей, то в воспитательной работе ориентиры были утеряны.

1991 год: вводится иностранный язык со 2 класса, отменены оценки за поведение и прилежание, характеристика выпускника, сократилось число экзаменов, появилось право выбора формы их сдачи (собеседование, реферат, письменная работа), школе предоставлено право выбора варианта учебного плана, формы обучения, по решению педагогического совета обучающихся на 4 и 5 школьников разрешено освобождать от экзаменов, руководитель местной территории Гилль Г.М. ввел для отличников Вагайской средней школы стипендии (их выдавали по представлению педсовета школы).

1992 год: введено аж 15 вариантов учебного плана. Находят дальнейшее развитие новации, введенные ранее.

В школах появляются психологи. Далее события развиваются так: школы получают статус юридического лица (2003 год), в этом же году в ряде школ вводится профильное обучение.

В 2004-м вводится единый государственный экзамен, претерпевший за истекшее десятилетие массу существенных и не очень существенных изменений.

Такова вкратце хроника начала реформирования образования, в том числе и в нашем районе. Многое из нововведений тех лет, действительно актуальное, обоснованное с точки зрения назревших задач, сохранилось и получило дальнейшее развитие. Псевдоновации, нововведения, не проверенные практикой, появившиеся по причине «неизменной жажды обновления», в результате проявления здорового консерватизма, присущего образованию, провалились.

И последнее – о результативности четвертьвекового реформирования системы образования. В большинстве сравнительных исследований, как утверждает тюменский ученый, академик Российской академии образования В. Загвязинский, Россию с былого ведущего места в мире по качеству образования, которое занимал СССР, переместили на 30-40.

Ишмухамет Гайсин