Медиакарта
19:25 | 16 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Должен знать каждый

Должен знать каждый
10:47 | 21 июня 2013
Источник: Красная звезда

Люди с тех пор, как только начали осознавать себя не похожими на других живых существ, стали мечтать о будущем. Первые мечты постепенно превращались из психологических чувств в идеологические учения. Эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, время утопических идей дали человечеству титанов мысли. Одной из первых идей была идея равенства. Равенство перед судом и законом, которое нужно было сформулировать и юридически закрепить в правовом акте.

Лучшие умы человечества пришли к мысли о Конституции как главном законе страны, на основе которого составлялись другие законы. Мечта воплотилась в жизнь впервые в самой свободной стране, только что добившейся независимости от Великобритании, в США в 1785 г. Это первая Конституция в мире.

В России же в это время в самом разгаре ещё было крепостное право. Лишь в начале 19 века декабристы один из своих программных документов «Северного общества» назвали Конституцией. По их мысли, она должна была ограничить самодержавие. А народ и понятия не имел, что значит слово «Конституция». Ничего в стране не менялось даже после отмены крепостного права. Лишь в начале 20 века под страхом революции Николай II издал Манифест от 17 октября 1905 г., который был попыткой введения конституционного строя. Но дальнейшие события привели к забвению этого документа: Первая мировая война, Февральская и Октябрьские революции, гражданская война. В 1918 г. большевики приняли первую Советскую Конституцию РСФСР. После неё в разные годы в СССР были приняты 3 Конституции: в 1924-м,1936-м,1977-м годах, и называли их в соответствии с целями, которые ставила перед собой правящая Коммунистическая партия.

В 90-е годы изменился социально-экономический и политический строй. С социализмом было покончено, объявлена демократизация страны, заложены основы конституционного строя. Путём всенародного голосования – референдума – 12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации.

Кардинальным образом изменилось содержание статей по сравнению с предшествующими основными законами государства. В соответствии со ст.1 Конституции РФ, наше государство – демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципами правого государства Конституция закрепила следующие положения: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2), «Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст.10).

По сравнению с Конституцией 1977 г., где КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, современный Основной закон страны закрепляет идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13).

Новым является право человека и гражданина на жизнь (ст.20). Ни о какой частной собственности не могло быть и речи в советских Конституциях, а вот ст.35 п.1 Конституции РФ гласит: «Право частной собственности охраняется законом», гарантируется и право наследования (ст.35 п.4).

Каждый гражданин нашего государства должен знать содержание Конституции, это поможет ему защищать свои права, опираясь на её статьи, так как она имеет высшую юридическую силу и прямое действие (ст.15 п.1). Исходя из этого, в нашей школе ведётся изучение Конституции в младших классах на уроках, во внеурочное время и даже во время летних каникул.

Так, в нашей школе в рамках программы воспитательной работы лагеря дневного пребывания «Солнышко» работает кружок «Конституция России и права ребёнка». План работы составлен в соответствии с возрастными особенностями детей и подростков. Содержание Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека даётся в занимательной форме, с опорой на сюжеты сказок, исторические факты. Например, право на жизнь объясняется на примере сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», право ребёнка на своё собственное мнение иллюстрируется сказкой Г.Х. Андерсена «Голый король». Формулировки других прав ребёнка доходчиво объясняются с помощью сюжетов сказок Ш. Перро «Золушка», Л. Кэролла «Алиса в стране чудес», С.Маршака «Двенадцать месяцев», А. Толстого «Золотой ключик» и других.

учитель ВСОШ №1

Автор: В. КАЛИНИНА